Великий мастер нидам-дзю-дзюцу Накосика-Бомбуко,
обладатель 11-го дана пофигу-дзюцу,
воплощение золотого Будды Кхамо-бати,
великий просветленный четвертой группы
взял дрын и ка-а-а-к треснул по башке…
Автор представленной далее статьи представился как Медведь Здравоумный.
О себе автор сообщил, что сейчас он инструктор по айкидо, бывший инструктор по рукопашному бою, имеет 15-летний стаж занятий китайскими и японскими единоборствами.Дзю-дзюцу.
Секретные знания самурайских кланов...
Передача из поколения в поколение...
Основана на использовании силы противника против него же...
Единственная система реального боя...
Начнем с того, что стиля борьбы "джиу-джитсу" вовсе не существует. Это все равно, что сказать "рукопашный бой" или "драка". Это просто все, что было придумано в Японии военными и бандитскими формированиями для целей рукопашной схватки за несколько сот лет и более-менее зафиксировано в стенах каких-то школ в течение XVII-XIX веков, потихоньку обрастая ритуалами, глупостями, предрассудками и суевериями. Школ и стилей было, по словам одного авторитета из Японии, около 300, а после революции Мэйдзи осталось около 30. (Цифры могут оказаться неточными.) Некоторые стили отличаются друг от друга по технике и тактике больше, чем фехтование шпагой от сумо.
Собственно, считается, что от разных стилей джиу-джитсу, так или иначе, произошли современное сумо, каратэ, дзюдо и айкидо. Много ли между этими последними общего? Так что в целом даже трудно говорить о единой системе и ее общих характеристиках. По словам другого японского авторитета, в настоящее время в Японии самым популярным единоборством является сериндзи кемпо, т.е. "шаолиньский рукопашный бой". Интересно, какое же место японцы отводят "исконно своему", "реальному боевому" стилю, да и другим "своим" стилям тоже? Многие знания самурайских кланов после их рассекречивания оказались смесью суеверий, феодальных ритуалов и откровенного невежества. Сама секретность часто оказывалась следствием простой небрежности в преподавании и записях.
Техника некоторых приемов примитивна до ужаса и подчас противоречит здравому смыслу и анатомии, других - настолько сложна, что явно разрабатывалась для эстетического наслаждения от ее изучения, а не для применения. Однако технику обычно не критикуют и не меняют, рассказывая о том, "как важно соблюдать традицию". При этом традиция иногда бывает придумана позавчера, потому что тренер - бывший КМС по вольной борьбе, научившийся у знакомых милиционеров выкручивать руку двумя способами.
Так называемая "базовая техника" обычно состоит из десятков, а то и сотен форм, отличающихся изрядной комбинаторной сложностью. Выучить всю "базовую" форму с ходу бывает так же легко, как, не зная букв, написать сочинение о Шекспире. Названия техник - это вообще песня. Если два приема отличаются направлением только подбива ноги или только выкручивания руки на 10-15 градусов, их названия из четырех-пяти слов каждое уже могут не иметь между собой совершенно ничего общего. В методиках, пришедших из Европы и Штатов, еще лучше - приемы пронумерованы, и их номера надо помнить, ведь инструктор-то командует "делай технику номер 13 против атаки номер 5
"!Насчет реального боя. Инструктора, претендующие на преподавание именно" классического дзю-дзюцу" (см. выше насчет того, что это вообще такое), активно используют ката - фиксированные последовательности приемов в паре. На кой черт учить десять бросков именно в таком порядке, а не в другом - непонятно, но черный пояс без этого не получишь. При этом используются такие же условные атаки, из-за которых многие насмехаются над айкидо. А пришли-то они в айкидо откуда? Даже хуже - в айкидо, например, вас хоть берет за руку нападающий, а тут вы его сами хватаете; он же вообще стоит и не двигается.
Свободных схваток у многих инструкторов не бывает годами. В общем, все те же условности и издержки, что в айкидо, только техника бессистемная, жестокая к партнеру и часто с канонизированными ошибками, уже исправленными в более новых школах единоборств (таких как дзюдо и то же айкидо). Мало кто вообще показывает (и вряд ли знает), где и как используется сила противника. Обычно рассказывают, что вот здесь надо нажать посильнее и руку сломать, а вот так надо поднять и ухнуть об пол, а тут просто стукнуть, как следует, чтобы вырубить; в итоге советуют больше отжиматься, подтягиваться и бегать. Короче, кто сильнее и выносливее - тот и победит. Эка новость.
Вообще, слово "джиу-джитсу" - это одно из лучших прикрытий для шарлатанов.
Можно преподавать самбо, вольную борьбу, недоученное айкидо и т.п. Системы нет, проверить наличие конкретного стиля в природе практически никто не может, недостатки в преподавании всегда можно прикрыть ссылкой на древний авторитет. Например, почему мы не боремся, не спаррингуем, а только качаемся и дрючим один нелепый прием по три тренировки кряду? А потому, что древнее самурайское искусство такое смертоносное, что в борьбе вы друг друга убьете. А чтоб ученики вообще поменьше спрашивали и сомневались, "сэнсэй" требует преданности "самурайскому духу и традиции", гоняет физуху до умопомрачения, и для создания ощущения "реальности" швыряет, бьет и душит учеников до полусмерти, предварительно предупредив, чтобы те не сопротивлялись. А то вдруг сэнсэй опозорится, встретив сопротивление и не сумев провести древний секретный прием!
Одна из самых страшных опасностей такого дзю-дзюцу - это именно россказни о его смертоносности и непобедимости. Подтверждаются россказни только высоким травматизмом на тренировках из-за недостатков методики преподавания. А лох развесит уши и будет думать, что он крут из-за самого стиля, равных которому в бою якобы нет. И тут-то жизнь подсунет суровое разочарование.